В этой статье я расскажу про автотрип Иркутск — Горячинск — Усть-Баргузин. Летом многие иркутяне не против добраться до песчаных пляжей восточного побережья Байкала. Проще всего поехать на машине из Иркутска в Горячинск и далее до Баргузинского залива (если есть желание). Расстояние не маленькое, да и дорога не легкая. Главный квест — это переправа через реку Селенга. Все это я преодолела не один раз и теперь расскажу вам.
Расстояние Иркутск — Горячинск
Расстояние от города Иркутска до поселка Горячинск в республике Бурятия составляет 535 км по автотрассе. Если вы хотите поехать дальше, то расстояние Иркутск — Усть-Баргузин (Баргузинский залив) составит 660 км. Дорогу можно разделить на несколько основных отрезков:
- Иркутск — Татаурово (400 км)
- Паром через Селенгу
- Татаурово — Горячинск (135 км)
- Горячинск — Усть-Баргузин (95 км)
Это самый популярный вариант и самый быстрый (если исключить очередь/задержку на пароме). Но кроме этого есть другие варианты переправиться через Селенгу, о которых я расскажу ниже. Эту информацию сложно найти даже в Интернете, так что очень рекомендую к прочтению!
Часть 1. Иркутск — Татаурово
Задача номер один — поскорее добраться до паромной переправы. Выезжаем из Иркутска по Култукскому тракту, его еще называют «тещин язык» из-за крутых горных серпантинов. Перед Култуком, не смотря на добавление дополнительных полос, шансы ехать в хвосте у фуры довольно высокие. В самом Култуке есть несколько смотровых площадок с видом на южную часть Байкала — очень красиво:
Далее дорога проходит через город Слюдянка, за которым тоже хватает крутых поворотов. Ближе к Байкальску дорога «успокаивается» и перестает петлять. Много километров она идет вдоль побережья Байкала, и лишь в районе залива Посольский сор отворачивает от озера. Вскоре вы увидите реку Селенга, через которую и необходимо переправиться чтобы продолжить путь. Селенга — самая крупная река, которая впадает в Байкал (берет начало в Монголии). На ее берегу расположен поселок городского типа Селенгинск.
Часть 2. Переправа через Селенгу
Как же переправиться через речку Селенга? На самом деле, здесь есть несколько вариантов переправы, а не только лишь татауровский паром:
- Паром Татаурово — бесплатный
- Паром Ильинка — платный
- Мост в Тресково (объезд +60 км гравия)
- Объезд через Улан-Удэ (+100 км)
И я расскажу про каждый из вариантов, так как проехала по всем! Именно от переправы зависит сколько вы будете ехать в общем по времени.
Паромная переправа в Татаурово
Паром в Татаурово — это самая известная паромная переправа. Бесплатная (по крайней мере, была). Есть расписание работы и рейсов парома, можно посмотреть на сайте: http://roadcom.e-baikal.ru/parom1 Правда, сайт обновляется раз в пятилетку, но лучше, чем ничего. Минус любого парома — это очередь. Рейсов не так уж много, есть перерыв и обед, поэтому в пик сезона машин хватает. Даже при небольшой очереди ожидание может быть долгим. Потому что в одну сторону рейсы идут лишь раз в 1ч 40 минут! Зная эту информацию, и увидев размер очереди, можно на месте сориентироваться и решить — ждать или отправляться на вторую (платную) переправу.
Ильинская паромная переправа
О счастье, что рядом есть еще один паром, т.к с бесплатным не везет часто. Ильинский паром платный, и ребята работают гораздо быстрее — время-деньги )) Стоимость обычной легковушки в районе 400 рублей, за большую берут от 700р. Но если есть возможность сэкономить время, то оно того стоит. На этой переправе тоже не исключены любые задержки — негативных отзывов на нее хватает. Расписания у них нет, поэтому делают что хотят. Еще один минус — здесь переправляются лесовозы, отдельно от обычных машин. Обычно легковушки пропускают вперед, а лесовозы ждут, но гарантий нет.
Еще нюанс — нужно знать где эта переправа находится, т.к. поворот к ней за селом Ильинка, не доезжая до Татаурово. Особенно не забудьте про нее когда поедете обратно, там есть лишь самодельная вывеска «паром». Затем еще километра 4 по гравию.
Мост в Тресково
Через мост в Тресково отдыхающие едут в Энхалук, проезжая за Шергино прямо. Но нам то нужно в Горячинск! Если вдруг вы не успели на последний паром, то можно рискнуть и поехать в объезд через лес. Для этого, проехав мост, в Шергино нужно повернуть направо. Вас ждет примерно 65 километров гравийной дороги. Там нет связи, нет машин, нет людей. Только лес (кстати, он великолепен!). Мне довелось однажды проехать по этому удивительному маршруту, но больше желания нет)
Сама дорога не лесная, а вполне себе гравийная. Пользуются ей иногда лесовозы. Состояние дороги напрямую зависит от погоды — если накануне были дожди, то соваться туда точно не надо. На низкой машине не стоит и в хорошую погоду. Самое опасное что попалось нам — это несколько очень глубоких грязевых луж, где можно завязнуть. В плохую погоду все могло оказаться гораздо хуже, а помощи там ждать неоткуда. За 2 часа встретили всего 2 машины. В общем, это вариант для любителей езды по гравию и острых ощущений:) Паром несомненно быстрее и комфортабельнее! В конце вас ждет село Покровка и река Селенга:
Объезд через Улан-Удэ
Можно вообще не переправляться через Селенгу, а поехать в объезд через город Улан-Удэ. Если у вас есть время, знакомые или дела в Улан-Удэ, то этот вариант вам подойдет. Выделив пару дней, можно и город посмотреть, разбив сложный маршрут таким образом на две части. Но до Горячинска вполне можно доехать и за один день. Получается примерно плюс 100 км к основному маршруту.
В первую мою поездку много лет назад пришлось ехать через У-У. Паром не работал, а моста тогда еще не было, так что не было и других вариантов. Добрались к вечеру. Сложности могут возникнуть в городе у неопытных водителей, поэтому заранее посмотрите внутригородской маршрут.
Часть 3. Татаурово — Горячинск
Переправу преодолели, осталось 135 км до Горячинска. Это самый приятный участок после всех испытаний: тещиного языка, паромов и бесконечных ремонтов дорожного покрытия.. Правда, после переправы есть еще участок плохой дороги, и она тоже в процессе ремонта) Далее вас ждет хороший асфальт, несколько деревень и, наконец, побережье Байкала! На берегу озера в этом районе находится село Гремячинск, затем Турка и пункт назначения — поселок (и курорт) Горячинск. О Горячинске есть отдельная полезная статья.
Так выглядит пляж Горячинска в не сезон)) А как он выглядит в сезон можно узнать здесь: ВСЕ ПЛЯЖИ БАЙКАЛА —>
Часть 4. Горячинск — Усть-Баргузин
Те, кто хочет исследовать Байкал по полной, после отдыха в Горячинске едут дальше — на Баргузинский залив. Новая, хорошая асфальтированная дорога идет до самого Усть-Баргузина. Расстояние Горячинск — Усть-Баргузин составляет 95 км. Стоит ли ехать? Да. Дорога местами горная, с красивыми видами и какой-то особой атмосферой. После Горячинска будто бы начинается другой, особый Байкал со своим настроением. Местами в дороге связи нет.
До Усть-Баргузина будет лишь один населенный пункт — Максимиха, где тоже можно неплохо отдохнуть. Максимиха находится на южной оконечности Баргузинского залива, там есть песчаный пляж. Так что добраться из Иркутска в Максимиху на машине будет лишь на 35 км короче, чем до Усть-Баргузина.
Усть-Баргузин — это поселок городского типа, который находится в самом сердце залива. Сам поселок довольно унылый (кстати, дороги там просто атас!), но зато природа потрясающая. Дальше — только Баргузинский заповедник и Чивыркуйский залив, но это уже совсем другая история… БАРГУЗИНСКИЙ ЗАЛИВ НА МАШИНЕ—->
Итоги
- Расстояние Иркутск — Горячинск по трассе — 540 км
- Расстояние Иркутск — Максимиха — 625 км
- Расстояние Иркутск — Усть-Баргузин — 660 км
Если вы дочитали до этого момента, то вы легко это расстояние преодолеете))
Время в пути определить сложно, думаю понятно почему. Если спросить у известных навигационных карт сколько ехать из Иркутска в Горячинск, то ответ — около 9 часов. До Баргузина — около 10 часов. В любом случае, выезжать лучше рано утром. Про можно почитать тут.
Задать вопрос и поблагодарить можно в комментариях. Оставить ваши впечатления о поездке и дороге — тоже. Это поможет другим путникам.
Другие статьи ПРО БАЙКАЛ —>